История тибетской медицины

Система тибетской медицины — это сложный синтез знаний, выработанный за тысячелетия, который вобрал в себя как аборигенную тибетскую культуру, так и элементы других традиций, таких как греческая (через Персию), аюрведическая (из Индии) и китайская системы. Объединив их с уже окрепшей добуддийской культурой древней тибетской цивилизации, известной как Шанг-Шунг, сова ригпа процветала в атмосфере межкультурного диалога с ведущими врачевателями Индии, Китая, Непала, Византии и Персии, которые путешествовали в Тибет уже в начале VII века.
За века люди, практикующие тибетскую медицину, научились диагностировать, различать и классифицировать заболевания и влияния
внешних факторов, таких как время, провокации и нарушения равновесия в диете и поведении. Они проводили исследования и разработали принципы лечения физических и умственных расстройств и недугов. Эта эволюция также привела к появлению обширной фармакопеи лекарственных растений, произрастающих в Гималаях, которые были идентифицированы, собраны и обработаны в соответствии с древними рецептами, а также к появлению прочих разновидностей внешней терапии, таких как ку-нье (тибетский массаж), прижигание мокса и кровопускание.

Уникальной чертой тибетской медицины являются её философские воззрения, основанные на глубинных пониманиях отношений между телом и умом и их взаимосвязях со всеми явлениями. Это целостное воззрение одушевляет тибетскую медицинскую традицию, которая применяет утонченные методы диагностики по пульсу и осмотру мочи для определения системных расстройств — как умственных, так и физических. Уже в VI веке до н.э. Будда, давая учение, использовал болезнь в качестве главной метафоры страдания, а исцеление — в качестве первостепенного намерения буддийского пути для освобождения существ от неведения, источника всех страданий. Это философское воззрение буддизма пронизывает все аспекты тибетской культуры, включая тибетскую медицину, которая продолжала развиваться в соответствии с учениями Будды на философском основании, богато насыщенном знанием и не присущем другим национальным целительским традициям. Таким образом, тибетская медицинская система развилась в утончённую систему знания, которая при диагностике, лечении заболеваний и содействии благополучию и здоровой уравновешенной жизни охватывает не только физические, но и умственные и духовные аспекты.

Подробнее об истории в мире и в России

Традиционная тибетская медицина — одна из самых древних в мире. Первые источники, в которых упоминается о тибетской медицине, происходят из духовного и политического центра в районе горы Кайлаш в Западном Тибете царства Шанг-Шунг. Согласно источникам из бон, добуддийской религии, первые медицинские учения были преподаны учителем Шенрабом Мивоче, своему сыну Чедбу Трише, а также Тобуму, Селвей Сенге Самбо и другим, жившим за много веков до рождения Будды Шакьямуни. Учитель Шенраб Мивоче преподал «восьми мудрецам врачевания» такие науки, как «Многоцветные собрания методов врачевания» и «Белое и чёрное собрание лекарств», и то ядро медицинских знаний, которое они получили, затем передавалось в течение последующих столетий.

В VII веке тибетский император Трисонг Децен согласно легенде пригласил 9 царских мастеров из 9 земель (индийской, непальской, кашмирской, китайской, хотанской, таджикской, персидской, афганской, римской). Возглавил этот диспут великий мастер тибетской медицины Ютогпа (старший). Таким образом, на протяжении веков тибетские лекари активно перенимали и адаптировали позитивный опыт этих медицинских школ. В VIII веке Юток Йонден Гонпо создает получившую мировую известность книгу «Чжуд-ши», а в XII веке Юток Йонден Серма Гонпо вносит некоторые изменения в текст «Чжуд-ши» — основной трактат по тибетской медицине, до сих пор являющийся основой для обучения в современных институтах тибетской медицины.

В Россию тибетская медицина пришла из Тибета и Монголии, и в 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм, а вместе с ним и тибетская медицина были признаны в Российской империи официально на государственном уровне, а к началу XIX века была уже широко распространена в Бурятии, Туве, Калмыкии, Тюменской и Иркутской области. В 1811 году был основан Агинский дацан, в котором в 1850-1860 гг. был образован философский факультет (Цаннид-дацан), в 1884 г. — медицинский факультет (Манба-дацан). За время его существования была издана практически вся необходимая для изучения в дацанах каноническая литература по философии, логике, астрологии, монашеской дисциплине, медицине.

С Агинским дацаном в то время соперничал Цугольский дацан, основанный в 1831 году и приобретший славу, как первый по учёности среди бурятских дацанов. Большую известность получил медицинский факультет Цугольского дацана. Знаменитый «Атлас тибетской медицины» был переведён ламами Цугольского дацана с тибетского языка в конце XIX века и использовался, как учебное пособие на медицинском факультете. Узнали о тибетской медицине и в европейской части страны благодаря трудам П.А. Бадмаева. В Санкт-Петербурге успешно функционировали тибетская клиника и аптека, где вели приём пациентов и обеспечивали больных лекарственными средствами, приготовленными по тибетским рецептам. Бадмаевым также был сделан перевод с комментариями к известному трактату «Чжуд-ши», который вышел в свет под названием «О врачебной науке Тибета Жуд-ши».

Известным исследователем в области тибетской медицины был штатный лекарь-лама войска Донского Данбо Ульянов. В начале ХХ столетия в 1901–1903 гг. уже вышли переводы с тибетского на русский язык первый том «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо». С начала двадцатого века над переводом двух томов «Чжуд-ши» работал знаменитый профессор А.М. Позднеев, а в 1908 г. был издан «Учебник тибетской медицины». В 1935 году в Ленинграде была создана инициативная группа по изучению индо-тибетской медицины, в которую вошли замечательные учёные, академики Щербатской Ф.И. и Алексеев В.М., профессора Барсук А.К., Васильев Л.Л., Поварин А.И., Востриков А.И., Вериго А.Б., Добрынин В.В., Гаммерман А.Ф., благодаря которым в 1937 г. в Ленинграде была открыта клиника восточной медицины, под руководством Н.Н. Бадмаева. В 1969 году в Бурятском филиале Сибирского отделения Академии наук СССР в г. Улан-Удэ был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины для исследования различных аспектов тибетской медицинской системы.

В настоящее время в ряде библиотек РФ, в Рукописном Фонде Бурятского научного центра, в библиотеках буддийских храмов-дацанов хранится много источников по тибетской медицине, которые частично исследованы современными специалистами. Можно отметить, что во многих странах уже работают институты Традиционных методов лечения, выпускается большое количество лекарственных средств природного происхождения, и по данным ВОЗ уже более 80% населения планеты использует препараты растительного происхождения. До 1990 года только пять стран использовали преимущественно лекарства традиционной медицины, однако уже к 2007 году их увеличилось до 48. В 1970 году 12 стран имели национальные исследовательские институты в области народной медицины, а к 2007 году количество таких стран увеличилось до 62. Только в Италии уже работают несколько центров тибетской медицины в Венеции и Милане. Там же под руководством профессора Намкая Норбу функционирует большая библиотека тибетских работ. В университете Ульма в Германии д-р Юрген Ашофф активно занимается изучением тибетских лекарственных средств, им же подготовлена обширная аннотированная библиография по тибетской медицинской литературе. В Великобритании с 1983 года успешно функционирует Целительский колледж, в США в 1998 году по аналогии австрийского института альтернативной медицины созданы Центр комплементарной и альтернативной медицины и Международный институт тибетских исследований Шанг Шунг.

Работают также центры тибетской медицины в Швейцарии (доктор Дёнки), Нидерландах ( Нел де Йонг), Новой Зеландии, Индии. В Китае завершилась разработка варианта проекта заявки о включении традиционной китайской медицины (ТКМ) и фармацевтики, в Реестр мирового культурного наследия, что означает официальное начало этой работы. Как сообщает Государственное управление по делам традиционной китайской медицины и фармацевтики КНР, предлагается признать китайскую медицину и лекарственные средства китайской медицины и традиционную медицину других народов на территории Китая (в т.ч. тибетскую медицину), а также соответствующие теоретические знания в качестве мирового наследия нематериальной культуры. Заявка была подана в ЮНЕСКО ООН ещё в декабре 2006 года.

За множество веков врачевания, в тибетской медицине была выработана совершенная система диагностики и лечения. В России тибетская медицина является частью культурного наследия нашего народа, как традиционная (народная) медицина. Объективное изучение тибетской медицины в её собственном контексте, в сотрудничестве и взаимном обучении с академической медициной, поможет современным врачам более эффективно решать задачи по поддержанию здоровья и лечения граждан России.